Жизнь толстовцев основывалась только на любви. Зло и насилие не принимались, ни в каких формах и вариантах. Также, как и Лев Николаевич Толстой, последователи его не участвовали ни в одном предприятии, содержавшем насилие, а тем более в войнах и восстаниях.
В 1931-1932 годах на коммуну в Сибири под названием «Жизнь и труд» началось активное экономическое давление со стороны властей. Сельскохозяйственные и трудовые задания, которые давались членам общины, были им непосильны. Штрафом за невыполнение плана была конфискация урожая и сена. Со стороны государства были все попытки разжечь конфликт, и лишь сами толстовцы сдерживали его, следуя своему основному принципу «непротивления злу». Именно их основополагающие догмы, такие как не уподобляться злу, не отвечать на зло злом, и сдерживали развитие конфликта между общинами и государством.
Но советскому строю подобные догмы были чужды, и нападки продолжались регулярно, становясь все агрессивнее и тяжелее.
В одном из журналов был опубликован рассказ о жизни одного села в Оренбургском уезде. Члены этой коммуны наотрез отказались избирать органы управления, так как были прямыми противниками любому насилию над человеком, не принимали никакое принуждение. Во время восстания 1920 года призывы присоединиться крестьяне из этого села отклонили, но живших по избам представителей продотряда не выдали.
Последователи учения Льва Николаевича Толстого старались жить по совести постоянно, каждый день, в любых условиях. Соблюдение принципов любви значило для толстовцев гораздо больше, чем исполнение государственной службы, материальное положение или страх наказания.
На заработки толстовцев всегда приглашали с большой охотой, так как это были люди трезвые, ответственно и качественно выполняющие любую работу, которую им предлагали. Но не на каждую работу соглашались сами представители общин. Так, им было предложено разрушить несколько «кулацких» домов. От этого дела они наотрез отказались, так как данное мероприятие шло вразрез с принципами их жизни и с учением Льва Николаевича Толстого.
Интересен был и еще один случай. На члена общины напал пьяный крестьянин, но собрание коммуны не выдало его властям, так как это было бы прямое попрание не поддержания насилия. Ведь меры наказания государства толстовцы не поддерживали категорически.
Верность учению Толстого его последователи соблюдали даже в лагерных стенах, куда толстовцев стали ссылать Советы. |