Сомнения и душевные терзания мучили Льва Николаевича Толстого с самого юного возраста. Чтобы облегчить свое душевное состояние, он обратился к богословию. В 1891 году в Женеве он пишет свое первое богословское произведение под названием «Исследование догматического богослова». Лев Николаевич ходил за советами к старцам в Оптину Пустынь, посещал монастыри и проводил часы в беседах со священнослужителями. Для того чтобы иметь возможность изучать христианские трактаты в оригинале, он занялся изучением древнегреческого и древнееврейского языков. Беседовал и изучал знания о Боге он не только у православных, с таким же интересом и неистовством Лев Николаевич Толстой беседовал с молоканами, сектантами и штундистами. Искал Толстой смысл жизни и в философии, изучая труды ученых-философов, как в переводе, так и в оригинале.
Живя подобным образом, Лев Толстой постепенно отходит от графской жизни. Он одевается в простую одежду, становится вегетарианцем, и начинает много работать физически. Все свое богатство Толстой оставляет семье, полностью отказываясь от возможностей и привилегий богатой жизни. Лев Николаевич также полностью отказывается от прав на собственные литературные произведения.
Именно в этот непростой период жизни и начинается третий литературный этап. Лев Николаевич Толстой пишет произведения, через которые белой нитью проходит отрицание государственных устоев и сложившейся жизни.
Толстой становится основателем движения, названного в его честь. Философия и религиозные учения толстовского движения явились объединением всех мировых религий, а основным принципом его можно назвать непротивление злу силой. Зло следует останавливать, пусть и на самом себе, чтобы не распространялось оно по миру. В ответ на злое деяние нужно обращаться к совести человека, взывать к добру и самым лучшим чувствам. Именно так, по мнению Льва Николаевича и можно остановить зло. Такую позицию можно назвать абсолютной, идеальной верой в Бога. Философия движения Толстого ближе к мировоззрению, которое проповедует Ветхий Завет. Не бывает и не может быть оправданных и справедливых войн, необходимых смертных казней и жестоких телесных наказаний. Все это влечет лишь порождение еще большего зла, уничтожить которое может лишь доброе и справедливое слово и поучение. Осудив этот мир своим неучастием в злых деяниях, мы поможем искоренению зла и воцарению добра и справедливости, по мнению Льва Николаевича Толстого. |