О том, какими именно были взгляды на религию Льва Толстого, писали многие и много. Вопрос этот чрезвычайно острый и болезненный до сих пор, как для представителей церкви, так и для многочисленных поклонников писателя.
22 февраля 1901 года Лев Николаевич Толстой прижизненно был отлучен от церкви. Проблема эта остается нерешенной хотя бы потому, что среди поклонников творчества Толстого, да и среди его родственников, много верующих и набожных людей, которые желали бы помолиться за душу великого писателя. Именно эта сторона вопроса и не дает возможности успокоиться спорящим. Само учение о вере, равно как и религиозные произведения Льва Николаевича Толстого для наших современников не актуальны, а потому сей вопрос остается открытым исключительно в социальном аспекте.
Поклонники творчества Толстого и его родственники обращались к Патриарху Московскому с просьбой разрешить этот болезненный вопрос, но современные церковники лишь подтвердили отлучение Льва Николаевича от церкви.
Но не все священники одинаково негативно относились к личности и учению Льва Толстого были и те, кто, хоть и не являлся сторонниками писателя, но относились к его мыслям и учению более спокойно, можно сказать доброжелательно. Таким был, например, епископ Ямбургский Сергий. Но людей, признававших за Львом Николаевичем свободу мысли было и остается крайне мало.
Самому Толстому было совершенно безразлично все то, что о нем говорила Церковь и Синод. Также спокойно он отнесся и к отлучению, и с изрядной долей скептицизма смотрел на тех, кто предпринимал попытки примирить Льва Толстого и православную церковь. Сам Толстой говорил, что, будь он на пару десятков лет моложе, ему наверняка польстило бы такое внимание со стороны Синода.
Единственное, что действительно огорчало Льва Николаевича Толстого, так это то, что его все эти споры отвлекали от раздумий и самопознания. Они мешали ему идти к тому, что было важно именно для него, а не для общества.
Конечно, для многих истинно верующих людей трактовка православной веры Толстым является кощунством и святотатством. Но критики, хладнокровно смотревшие и читавшие труды великого писателя, говорят, что ни к чему дурному он не подстрекал, а просто констатировал факты современной веры. Он пытался сам, индивидуально, а не через церковь, постичь Бога и прочувствовать веру. Возможно, он ошибался. Как бы то ни было, но этот вопрос до сих пор вызывает жаркие споры. |